АРОМАТЫ ГАЛАНТНОГО ВЕКА
Когда
в 1715 г. умер король Франции Людовик XIV, изменились обычаи и нравы королевского двора. Эпоха
Просвещения озарила Европу светом нового знания и открвла путь к природе.
Свежая волна увлечения ароматами принесла изысканному обществу более лёгкие,
«пасторальные» запахи. Постепенно менялось и отношение к воде. На смену густым,
сильным ароматам, должным скрывать естественный запах человеческого тела,
пришли цветочные и смешанные ароматы – более сложные и фантазийные. Однако
«горячие» восточные запахи полностью не сошли со сцены.
«Соблазнять
и быть соблазнённым» - девиз XVIII
столетия, насквозь пропитанного запахом разгорячённого тела. «…За маской изящных
манер таились дерзкий любовный расчёт и уверенность в быстром достижении
желаемого. Духи той эпохи всегда очень пряные… они в избытке содержат мускус,
амбру, циветту», - писал Константин Веригин, парфюмер дома Шанель. Множество
условностей от языка «языка веера» до «языка бархатных мушек» уживалось в XVIII в. с откровенной
гривуазностью (непристойность), не чиня настойчивым ухаживаниям особых
препятствий. Царил вечный праздник, украшенный изысканными шелками, огромными
юбками-панье на каркасе и золотой пудрой на плечах.
Одним из
характерных штрихов галантного века были дамские обмороки. Туго затянутая в
корсет, подобная нежнейшему цветку, женщина нуждалась в постоянном внимании.
Если она теряла сознание, ей смачивали лоб платком, пропитанным туалетным
уксусом, что заметно ускоряло выход из обморока. В зависимости от личного вкуса
заказчика таким уксусам придавались различные ароматы: чаще всего лаванды,
бергамота, или цитрусовых.
Они были лёгкие
и быстро испарялись, однако роль свою играли безошибочно. Тонкий аромат,
парящий в гостиных, постоянно напоминал о галантности мужчины, когда
обессиленная дама оказывалась в его объятиях.
Использовать ароматизированный
уксус предложил английский врач сэр Ричард Мид в 1720 г. Тогда в моду вошли
так называемые винегретки (vinaigrette — «уксусница») — небольшие прямоугольные
коробочки на цепочке. Такие духи можно было хранить в кармане. Внутри коробочки
была губка, пропитанная ароматом; она находилась на сеточке, предохраняющей
металл от окисления.
В странах с традицией виноделия
винный спирт и уксус были известны с древности. Употребление того и другого в
качестве бактерицидных веществ прослеживается ещё в античные времена. В XVIII
в. уксусы продолжали служить дезинфицирующим средством, поэтому врачи носили с
собой флакон такой жидкости и иногда для предохранения от заражения надевали на
нос маску из папье-маше с пропитанной уксусом губкой. Тогда ещё не знали, что в
кислой среде гибнут некоторые бактерии, но опыт подсказывал, что использование
уксуса необходимо.
Известна история, когда во время
марсельской эпидемии чумы в 1720 г. из тюрьмы были отпущены четверо мародёров,
расхищавших могилы. Их выпустили в обмен на секрет состава, неоднократно спасавшего
им жизнь. Это был своеобразный уксус с очень сильным запахом. Впоследствии
его даже назвали «уксус четырёх воров», и он долго считался защитой от многих
болезней.
Если применение ароматического
уксуса было и частью этикета, и житейской необходимостью, то духи играли роль
бриллиантов — оставались предметом роскоши, престижа, обольщения. Такое
сокровище могло принадлежать лишь членам монархической семьи и вельможной знати.
При Людовике XV и в период Регентства огромной популярностью пользовались духи
и пудра, созданные в честь герцогини де Омон — Poudre et Parfum a la Marechale
(«Пудра и духи а-ля Марешаль»), а также Queen Elyzabeth («Королева
Елизавета»), имевшие успех на протяжении всего XVIII в.
Ароматы той давней эпохи,
призванные обольщать, зазывать, возбуждать, хранили в необыкновенных по красоте
флакончиках, которые с появлением в Европе фарфора (1710 г.) усердно изготовляли
Майсенская и Севрская королевские мануфактуры, берлинские и прочие мастерские.
Конечно, за счёт такого обрамления и само содержимое во много раз
увеличивалось в цене.
Беспрецедентным успехом
пользовались флаконы и разные дорогие безделушки для хранения уксусов и румян:
всевозможные футлярчики и чехольчики, несессеры, помандеры, винегретки, типично
грасские бергамотовые коробочки, pot-pourris (пот-пурри — вазочки с отверстиями
в крышке, содержащие цветы и благовония для создания соответствующего аромата
в доме).
Дом духов
В1775 г. в Париже при активном
участии императрицы Марии Антуанетты открылся первый, как сегодня бы сказали,
модный парфюмерный Дом Убигана. Его основатель - знаменитый парфюмер Жан
Франсуа Убиган создавал духи специально для французской королевы и заслужил
особый почёт и славу при дворе.
Магазин парфюмера, где помимо
душистых лосьонов также продавались перчатки, подарки и свадебные аксессуары,
был расположен на улице Фобур-Сент-Оноре. Полная корзина цветов, запёчатлённая
в мозаике перед его входом, постепенно превратилась в эмблему Дома, который
стал одним из самых известных поставщиков ароматов в монаршие дворы всей
Европы, включая Россию. (Специально для супруги Александра III был создан
Bouquet de la Tsarine - «Букет царицы».)
Дом Убигана с успехом продолжил
свои традиции и в XIX в. Его творения пользовались большим спросом у придворных
дам, особенно у графини Дю Барри, Нинон деЛанкло и, конечно, у любимой женщины
императора Наполеона — Жозефины. Можно сказать, что каждый аромат Дома становился
настоящим событием в жизни высшего общества.
В 1900 г. Убиган выпустил Ideal
(«Идеал»), в 1907 г. -Violette Pourpre («Пурпурная фиалка») и в 1913 г. -
Quelques Fleurs («Несколько цветов»). Последние духи - создание парфюмера М.
Бьенеме - включили в себя композицию из букета сирени, розы, жасмина, фиалки и
орхидеи. Этот цветочный аромат выдержал серьёзную проверку временем и был выпущен
снова в 1985 г. под названием Quelques Fleurs I'Original. Основную ноту в его
гармонии задаёт ко ролева цветов - роза. В своих шёлковых лепестках она
скрывает более четырёхсот душистых компонентов и в сочетании с мифическим
жасмином (в традициях Грасса называемым просто цветком) придаёт аромату почти
пряный, слишком сладкий вкус мёда. В компонентах жасмина - жасмоне и индоле -
скрыта поистине головокружительная сила, делающая цветок легендой в
парфюмерном мире. Жасмин создаёт тот самый пудровый эффект, заставляющий
человека долго помнить запах парфюма. Заключительный аккорд Quelques Fleurs
составляют сирень, разбавленная каплями экзотической орхидеи (она придаёт
аромату устойчивость), и фиалка (как ни странно, для создания духов используют
не цветы, а листья).
Настоящим событием среди созданий
Дома стали духи Fougere Royale («Королевский папоротник»), выпущенные им в 1882
г. Тогда впервые был применён кумарин — синтетический аромат, напоминающий
запах скошенного сена. Папоротниковый букет Fougere Royale положил начало
«цветению» папоротников в искусстве парфюмерии. И одним из самых страстных
поклонников его был французский писатель Ги де Мопассан.
На исходе XVIII в. началась история одеколона,
свершившего настоящую революцию в парфюмерии. По поводу его происхождения среди
специалистов нет единого мнения. Одна из версий гласит, что благоухающая смесь
была придумана членами семейства Фарина из Эми-лии-Романьи и первоначально
называлась Eau de Bologna.
Другая, более популярная рассказывает о том, что одеколон был изобретён ещё в XIV столетии
во Флоренции, в монастыре Санта-Мария Новелла, где под именем Aqua Reginae он
изготовлялся самими монахинями. Слава этой «воды» распространилась так широко,
что многие мечтали овладеть рецептом её создания. Наконец, в XVII в. некоему
Джованни Паоло Фемини удалось склонить мать-настоятельницу ордена открыть ему
секрет изготовления «уксуса». Фемини обосновался в Кёльне в качестве ап текаря
и начал изготовлять жидкость, названную им Aqua Mirabilis («Чудодейственная вода»). Это
была смесь розмарина, бергамота, лаванды и флёрдоранжа, растворённая в винном
спирте. Надо сказать, что Aqua Mirabilis,
как все уксусы, ни в коем случае не считалась чисто парфюмерным продуктом и
воспринималась скорее как лекарственный препарат.
В 1709 г. в Кёльн
приехал племянник Феми-ни — Джованни Мария Фарина, которому некоторые и
приписывают изобретение Eau de Cologne — «одеколона» (в переводе с французского).
Было ли это лишь другое название Aqua Mirabilis или Фарина действительно
«усовершенствовал» популярный уксус, создав «великий одеколон», неизвестно. В
любом случае именно Жан Мари Фарина с огромным успехом занимался производством
ароматической смеси вплоть до 1766 г. Любопытно, что впоследствии объявились и
другие Фарина, которые утверждали, что это именно они изобрели одеколон. Так
что к 1865 г. в Кёльне появилось не менее 39 парфюмерных лавок под фамилией
Фарина.
В период Семилетний войны
(1756—1763 гг.) французскиесолдаты привезли одеколон в Париж, где сразу
оценили уникальность ароматического аккорда нового «уксуса». Тогда же возникло
и французское название Eau de Cologne — «Кёльнская вода».
В 1806 г.
опять-таки некий Фарина открыл в Париже своё дело. Одеколон стал пользоваться
большим успехом и стоил очень дорого. Методов его применения было невообразимое
множество: им полоскали рот и в нём же принимали ванны; его пили, смешивая с
вином, ели с сахаром и добавляли в компрессы. Им увлеклись многие светские
дамы, среди которых была фаворитка Людовика XV — мадам Дюбарри. Однако настоящая
слава пришла к одеколону с появлением особого поклонника — императора Наполеона
Бонапарта.
Есть ещё одна версия
происхождения одеколона. Рассказывают о том, что в 1792 г. рецепт
ароматической эссенции, имевшей неоспоримые лечебные свойства, был преподнесён
неким монахом в качестве свадебного подарка сыну владельца банка Mulhens в
Кёльне Вильгельму Мюльхену. И якобы уже упомянутая Aqua Mirabilis вскоре
была пущена в продажу под названием «4711, истинный одеколон». Интересно, что
загадочные цифры «4711» оказались всего-навсего номером дома банкира.
В конце XVIII в. духи —
неотъемлемый атрибут роскоши — впитали в себя философию руссоизма и стали
выражением состояния души и любви к природе. При дворе пользовались
деликатными водами, содержащими цветочные букеты: L'Eau Divine («Божественная вода»), L'Eux de Millefleurs («Вода тысячи цветов»), L'Eau de Bouquet de Printemps («Вода весеннего букета»), а также L'Eau Admirable («Изумительная вода»), L'Eau sans Pareille («Неподражаемая
вода»). Свежие и лёгкие, эти ароматы получали с помощью дистилляции или из
эфирных масел, полученных перетиранием цедры.
Прихотливость и изысканность
флаконов соответствовала невероятному разнообразию духов, Eaux de Senteurs,
различных уксусов и ароматических пудр. Духи разливали в красивые грушевидные
флаконы в стиле Людовика XIV. С тех пор как во Франции в 1765 г. заработала
фабрика в Баккара, а стеклодувные мастерские Сен-Луи сосредоточились на
производстве флаконов для духов (их хрусталь знаменит и посей день), стеклянные
ёмкости появились в массовом повседневном обиходе. Ювелиры делали флаконы из
гравированного золота и серебра, яшмы и кварца. Популярными стали китайские
мотивы - излюбленные темы для фарфора Шантильи. Сен-Клу славился позолотой, а
Севр - грушевидными флаконами. Но лучший фарфор делали всё же в Германии,
Австрии и Англии. Фабрика «Челси» производила статуэтки, обычно изображавшие
человеческие фигурки, но иногда фрукты и животных, головки которых служили
пробками для флаконов.
ИЗГНАНИЕ ДУХОВ
Великая французская революция
(1789—1799), столь изменившая облик женщины, отвергла не только шелка и
бриллианты, но и сильно повлияла на отношение к духам. Изгоняя всё, что имело
хотя бы какое-то отношение ко двору Людовика XVI, она давала свои названия:
«Духи от гильотины», «За нацию»…
Парижанки сняли корсеты и облачились
в лёгкие хлопковые и льняные муслины, скроенные наподобие рубашки, с
подхваченной под грудью лентой. В революционном пылу некоторые дамы полусвета
позволяли себе гулять по улице, ничего не поддевая под прозрачное платье.
(Такую моду не без основания назвали «нагая».) Однако большинство всё же носили
«трико», но не вязаное, а из особой гладкой ткани телесного цвета.
Некогда напудренные и украшенные
драгоценными камнями и перьями причёски сменились на «простые» греческие и
этрусские. Казалось, всё теперь открыто взору мужчин. Что-то, так же как и
тысячелетия тому назад, должно было нашёптывать почти неслышное «я тебя хочу…»:
взгляд, динамика жеста и нечто, что люди не знают, как назвать, но, вероятнее
всего, это запах. Он может быть совсем неуловим, а может явственно ощущаться и
привлекать или отвергать. Ведь в давней игре «узнай меня» козырной туз всегда
был у парфюмерии.
Прекрасным и почти эфемерным
нимфам начала XIX в. не
подошла бы тяжёлая страстность духов галантного века — их должны были
сопровождать лёгкие и экзотические ароматы цветов. Дамы теперь благоухали почти
неслышно, и их запах, ставший, по словам Алена Корбена, «эхом удивительного единения
женщины и цветка», был почти естественным ароматом белоснежного тела.
Гостиные и будуары наполнились
лёгкими и сладкими цветочными ароматами:
Les Larmes de l’Aurore («Слёзы Авроры»), L’Eau des Belles («Вода красавиц»), Dame Blanche («Белая
дама»), и Troubadour («Трубадур»).
Ароматы хранили в дорогих
флаконах из опалового стекла, хрусталя и из клуазонне (перегородчатая французская
эмаль). Тогда же неотъемлемым атрибутом томных красавиц стали нюхательные
соли.
К концу 20-х гг. XIX в. полностью
изменилось отношение высшего света к понятию гигиены тела и ароматам, которые
оно должно источать. Несмотря на то что в этическом кодексе Бенджамина
Франклина (написанном ещё в XVTII в.) из тринадцати пунктов десятый — чистоплотность
(и только следом за ним идут моральная устойчивость и целомудрие), медики
весьма неодобрительно относились к «неумеренному» использованию воды. Она ещё
не воспринималась как необходимость, и врачи, занимающиеся гигиеной, считали,
что ритм водных процедур у женщин должен ограничиваться критическими днями.
Очень редкие специалисты советовали принимать ванну чаще одного раза в месяц.
Некоторые, как, например, Делахам, доходили до того, что писали: «Продажнаяженщина
страдает бесплодием оттого, что слишком заботится о чистоте своего тела».
Именно поэтому главным «очищающим удовольствием» оставались душистые лосьоны.
Практически с полным отказом от
духов, использование которых вплоть до Третьей республики (1870—1940 гг.)
рассматривалось как безвкусица, лосьоны воцарились на Олимпе парфюмерии.
Создатели запахов всецело переключились на нежные ароматы, соответствующие
идеалам и нравам нового века. И одним из немногих «дозволенных» запахов
женщины стал аромат её волос.
Уход за волосами предусматривал
расчесывание (иногда щёткой или частым гребнем) и заплетание перед сном в косу.
Некоторые рекомендации сводились к протиранию волос от пыли сухим полотенцем
или в крайнем случае к мылящемуся лосьону, который наносился губкой. Позже,
между 1848 и 1875 гг., следуя вкусам эпохи, войдёт в употребление пенящийся
лосьон для мытья волос, который можно считать первым шампунем.
Жозефина и Наполеон
Жозефина Бонапарт (Мари Жозеф
Роз, в девичестве Гаспар Таше де ля Пажери, в первом браке виконтесса Богарне)
родилась и провела свою юность на Антильских островах, на Мартинике. Возможно,
именно то, что она была креолкой - любовь и огонь всегда были в её сердце, -
повлияло, как пишут некоторые исследователи, на страсть императрицы к цветам и
густым, насыщенным ароматам. «В Париже, - пишет о Жозефине историк Имбер де
Сент-Аман, -её покои... всегда были убраны цветами, которые меняла каждый день
цветочница Бернар... На приобретение редких растений она тратила безумные суммы
денег. Так, например, за одну только луковицу тюльпана она заплатила 4000
франков».
Жозефине приписывали неуёмную
страсть к мускусу и другим «тяжёлым» ароматам. В некоторых источниках её даже
называли Мадам Мускус и говорили, что ежегодно она тратила целое состояние на
продукцию своих любимых парфюмеров - Любена и Убигана. Существовала легенда,
что её комната в Маль-мезонедотого пропиталась ароматами мускуса, циветты,
ванили и серой амбры, что они не выветрились и 70 лет спустя.
Однако как могла любимая женщина
императора так невнимательно относиться к своему супругу, заставляя его
постоянно вдыхать ароматы густых пряностей, к которым Наполеон относился
крайне неодобрительно? Писали, что ему неоднократно приходилось покидать
спальню Жозефины из-за невыносимой духоты. Иногда приводят также эпизод,
относящийся к 1810 г.: «...Когда брак Жозефины и Наполеона был расторгнут, она
в отместку бывшему супругу надушила дворцовые апартаменты мускусом, который
Наполеон не переносил».
Надо сказать, что сам император
относился к духам отнюдь неоднозначно. Если он и не испытывал восторга перед
экзотическими пристрастиями своей жены, то, как ни странно, питал невероятную
страсть к одеколону. Продукция Жана Мари Фарины скупалась императорским двором
в невероятном количестве. Рассказывали, что в месяц Наполеон расходовал до 60
флаконов. Фарина даже сотворил для венценосной особы специальный цилиндрический
флакон, который Бонапарт носил за отворотом сапога.
Дистилляция
Основную часть лосьонов получали
путём дистилляции. Известный с глубокой древности, в XIX столетии этот метод
представлял собой перегонку жидкости (или отгонку с водяным паром) с целью
получения концентрированного раствора. В специальный сосуд клали то сырьё, из
которого было необходимо получить эфирное масло: лепестки роз, жасмина и других
цветов, травы, мхи, кусочки ароматической древесины. Всё это заливали водой и
нагревали, благодаря чему жидкость испарялась и оседала на стенках перегонной
трубы. Ароматический конденсат стекал в специальный сосуд, где содержащаяся в
нём вода опускалась вниз, а масло всплывало на поверхность. В XIX в. именно
эта вода, насыщенная душистыми ароматами, использовалась парфюмерами, поскольку
главным требованием общества тех лет была гигиена и никаких сильных ароматов.
Хотя, бесспорно, более ценным компонентом является эфирное масло.
Издистилляци-онной воды его можно выделить повторной перегонкой или
поглощением активированным углем.
Классический метод дистилляции имел
один существенный недостаток: растения сваривались в горячей воде. Из-за
этого они меняли свои свойства, что естественным образом приводило к ухудшению
парфюмерного качества масла. Поэтому для получения эфирной эссенции лучшего
качества лепестки (или другое растительное сырьё) стали выкладывать на
приспособление, напоминающее сито. Пар, проплывающий через душистости,
насыщался ими и оседал, как и в первом случае, ароматическими капельками в перегонной
трубе. Преимущество отгонки с водяным паром заключается в том, что она
проходит при температуре несколько ниже 100 "С, что практически не влияет
на качество большинства эфирных масел.
Лосьоны имели важное преимущество
перед одеколоном — они не сушили кожу, а в зависимости от добавок даже
увлажняли и стимулировали её. Модный когда-то в XVIII в.
туалетный уксус всё ещё изготовлялся аптекарями, но уже только для целей дезинфекции
— его приторно-кислая нота окончательно утратила популярность. Скромные же,
словно взмах крыльев маленьких птичек, запахи фиалки, резеды, чуть
горьковатые ноты туберозы или освежающие цитрусовые ароматы лосьонов отражали
представления общества о целомудрии, безгрешности и чистоте. Никто уже не нес
за собой аромат,
как шлейф, — всё было лишь мимолётным дуновением. Те места
на теле, где раньше специально оставляли капельки духов, стали абсолютно
нейтральны благодаря лосьонам, подчёркивающим стыдливость и прячущим
естественные запахи выделений кожи. Казалось, что дамы лишились гормонального
цикла и потовых желёз. Зато считалось очень привлекательным пропитать ароматом
дорогой кружевной платочек, который постоянно держали в руке или клали рядом с
собой на столик. Душили также всё, что хоть как-то могло заинтересовать
противоположный пол: шёлковые бальные туфельки, пояс от платья, бельё и
кружевные манишки, письма, записочки и шкатулочки для бумаг... Однако как бы
вкусы эпохи не отвергали саму мысль о чувственных ароматах — тайных спутниках
порока, культура медленно, но неумолимо, не отказываясь от доктрины
буржуазной опрятности, будет постепенно возвращаться к ароматам более
насыщенным и откровенным.
В 1724 г. утвердились статусы
парфюмеров Грасса. Благодаря благоухающим плантациям жасмина, роз и
апельсиновых деревьев вокруг города искусство составления ароматов стало основным
занятием его жителей. В то же времяв обиход вошёл современный перегонный аппарат,
и в период с 1770 по 1900 г. в Грассе возник ряд крупных компаний, имена
которых вошли в историю индустриализации парфюмерного дела: Chins (1768 г.),
L. Т. Piver (1774 г.), Lander (1795 г.), Roure-Bertrand-Dupont (1820 г.), Sozio
(1840 г.), Robertet (1850 г.), Payant-Bertrand (1854 г.).
Тогда же, в первой трети XIX в.,
появилось ещё одно имя, давшее начало одной из величайших династий парфюмеров:
в 1828 г. молодой врач и химик по имени Пьер Франсуа Паскаль Герлен открыл на
улице Риволи лавку, где стал продавать пудры и духи собственного производства.
История Дома Герлена не просто неразрывно связана с историей парфюмерии — она
во многом определила культуру создания ароматов.
В 1832 г. в Париже англичанин
Чарлз Фредерик Ворт начал работать как современный модельер, закладывая основы
того, что потом назовут «от кутюр». Под маркой Дома Ворта начали производиться
духи. Этот принцип и сегодня лежит в основе всех Домов высокой моды —
диктовать не только фасон костюма, но и запах.
БАРХАТНЫЙ АРОМАТ ШОКОЛАДА
Начавшееся на рубеже XIX в. противление духам
продолжалось и во второй его половине. Буржуазия, стремясь подражать
аристократии, следовала кодексу элегантности с присущим ему непринуждённым и изящным благоуханием. В обществе
благоденствие и процветание ассоциировались с опрятным костюмом и едва уловимым
запахом от чугунного утюга на углях и должны были сопровождаться почти
неслышными ароматами пряностей и душистых растений, которыми традиционно
перекладывали бельё в комодах. До самого конца XIX столетия ароматы животного
происхождения решительно отвергаются и медиками, и самой публикой, видящей в
них «запах разложения» и даже поводы к психическим расстройствам.
К 1860 г. предназначенный
для отдушки носовых платков и прочих «Изящных и воздушных» мелочей набор
«целомудренных» лосьонов оставался незыблемым и состоял из весьма простых
композиций, включавших розу, жасмин, цветы флёрдоранжа, фиалку, туберозу и
кассию (субтропическое растение, которое применялось и в медицине под названием
« александрийский лист» и служило слабительным средством). Уделом парфюмеров
оставалось раскладывание каждый раз нового пасьянса из достаточно ограниченного
перечня ароматов, однако, несмотря на это, парфюмерная продукция пользовались
непременным спросом. Так, например, были очень популярны лосьоны-эмульсии,
питающие и тонизирующие кожу, а также твёрдые помады, используемые для тела, -
в них иногда добавляли ароматы нарцисса и его разновидностей.
Время шло,
и словно из глубокой тени, из небытия отвергнутые чувственные ароматы неслышно
проскальзывали в гостиные и будуары. Просыпались вкрадчивые аккорды восточных
пряностей, для того чтобы оживить бестелесный мир модных тогда запахов.
Парфюмерия осторожно приподнимала маску; её оркестр ещё молчал, но нежная
мелодия цветочных лосьонов уже была нарушена – в гостинвх воцарился запах
горячего шоколада.
|